Для просмотра меню нажмите ПЛЕЙЛИСТ

Партнер Партнер ПартнерПартнер









 

 

Глава VII. Надгробия с. Кундравы

06.04.2019

В 2013 году при фотографировании могилы чапаевского порученца Петра Исаева для путеводителя по Чебаркульскому району я впервые увидел кундравинские дореволюционные надгробия, которые лежали рядом с могилой Исаева. Интересны были они тем, что указывали не только фамилию, имя, отчество, дату рождения/смерти, но и статус, сословие, а также при каких обстоятельствах умер погребенный. С тех пор мною ежегодно проводился мониторинг кладбища, и каждый год обнаруживались новые надгробия. Удивляет их сохранность, ведь в других населенных пунктах надгробий осталось не так много (в годы советского атеизма каменные надгробия использовались как строительный материал, а надгробия казаков специально уничтожались). Например, в более населенной в дореволюционное время Верхне-Увельской слободе (ныне село Варламово) обнаружено всего 8 частей от надгробий (все они без надписей). Разбирая надписи на уцелевших кундравинских надгробиях, можно узнать о том, кто жил в селе Кундравы в дореволюционное время, таким образом открыв часть истории села. Всего зафиксировано 23 части от каменных надгробий и 1 чугунная плита. На 14 частях надгробий, описание которых дано ниже, есть текст.

1. Самым ранним сохранившимся надгробием в селе Кундравы (как и во всем Чебаркульском районе ) является надгробие Франца Федорова Лорха. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на лицевой и обратной стороне которого нанесен текст. Мраморный куб стоит на основании из мраморной квадратной плитки. Текст на лицевой стороне: «Управитель Невьянских заводов Иностранец Франц Федоров Лорхъ 35 лет помер 16 июня 1870 года». Текст на обратной стороне: «… Был ты и делом жизни моей Был и спутником верным моим До самой доски гробовой Промысл судил мне расстаться с тобой И ты уже там … У Бога любви и святыни А я еще здесь без тебя Как в пустыне Жду с верой свиданья Перст моя в землю также пойдет Сердце же мое и там … тебя ждет». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

2. Надгробие в виде куба из мрамора с надписями с двух сторон. Текст на лицевой стороне: «Здесь погребен младенец Герман П. Королев родившийся в 1877 году 16 ноября скончавшийся 1878 году 7 февраля». Текст на боковой правой стороне: «Петр Флоров Королев перешел из этой жизни в лучший мир 21 апреля 1879 года на 34 году жизни» (возможно, здесь надпись о погребении в этой же могиле отца через год после смерти младенца). Надгробие находится на кундравинском кладбище.

3. Надгробие выполнено из мрамора в виде вытянутого куба, на четырех сторонах которого нанесен текст. Текст на лицевой стороне «…Иерей Василий Филиппович Луканин» Текст на правой боковой стороне: «Скончавшемуся 13 августа 1884 года на 49 году жизни». Текст на левой боковой стороне: «И сотвори ему вечную память». Текст на четвертой стороне плохо читается. Надгробие находится на территории двора молельного дома «Церковь во имя Параскевы Великомученицы» (с. Кундравы, ул. Кирова, д. 61-а).

4. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба. Текст на лицевой стороне: «Здесь покоится тело Есаула Василия Семеновича Прутова скончавшегося 14 февраля 1885 года 73 лет от роду». Обратная сторона в более позднее время полностью закрашена зеленой краской, на которой выцарапана надпись: «Ужик Василий Захарович родился 19.. умер 1950 года». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

5. Надгробие в виде чугунной плиты (до нас дошло в виде осколков). Текст на надгробии: «Во имя отца и сына и св…таго духа аминь Здесь погребено тело раба бо… Андрея Ивановича Малова роди…агося 1846 г. 15 октября скончавшагося 1886 г. апреля 13 въ первый день святой Пасхи». Осколки надгробия обнаружены сотрудниками администрации Кундравинского сельского поселения во время субботника в 2015 году при расчистке груды мусора возле могилы Петра Семеновича Исаева. Осколки были соединены и сложены на две доски. Надгробие с кладбища пропало 23 октября 2016 года.

6. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на одной стороне которого нанесен текст. Мраморный куб стоит на мраморной плитке и находится в бетонном ограждении могилы в виде квадрата. Данное надгробие единственное, о котором можно сказать, что оно находится над тем погребенным, кому оно посвящено (остальные надгробия были смещены в советское время). Текст на лицевой стороне: «… (Здесь) погребено … (тело) Хорунжего Степана Терентьева Пяткова скончавшегося 22 Ап… (реля) 1894 года от роду 72 лет». Текст на обратной стороне: «Вечная память, Вечная память, Вечная память». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

7. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на одной стороне которого нанесен текст: «Здесь погребено тело Натальи Яковлевны Егоровой села Астрадамовка скончавшейся 29 июня 1896 года в странице Кундравинской 80 лет отроду». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

8. Надгробие выполнено из мрамора в виде необработанного полукруглого камня, на единственной ровной стороне которого нанесен текст: «Здесь покоится кундравинская учительница Серафима Васильевна Бат…ина умершая 9 августа 1897 года от тяжкой болезни на 32 году жизни от рождения » (фамилия полностью не видна из-за современной ограды). Сверху на камне паз для деревянного креста. Надгробие находится на кундравинском кладбище.

9. Надгробие выполнено из камня в виде вытянутого конуса со срезанным верхом и шипом наверху. Вокруг середины надгробия имеется валик, в верхней части надгробия паз для иконы. По всем граням очень слабо и грубовато нанесен текст (предложения переходят на следующую грань надгробия, а не на следующую строчку, как на других памятниках): «...покоится тело раба… Соколова …скончавшегося 1900 года помяни Господи…». Конус представляет собой верхнюю часть памятника. Исходя из того что надгробие делалось не специалистом (надпись нанесена некачественно) и не из мрамора, а из более дешевого камня, можно судить о том, что перед нами пример самого бедного сохранившегося дореволюционного надгробия в селе Кундравы. Надгробие находится на кундравинском кладбище.

10. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на лицевой и обратной сторонах которого нанесен текст. На верху надгробия паз для шипового соединения с верхней частью памятника. Текст на лицевой стороне: «Фельдшер медицины Петр Евдокимович Лаптев родился в 1859 г. скончался 21 ноября в 1910 г. Текст на обратной стороне: «От любящих жены и детей. Мир праху твоему. Вечная память!». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

11. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на четырех сторонах которого нанесен текст. Текст на лицевой стороне: «Здесь покоится тело раба Божия Ивана Мироновича Иванова скончался 6 декабря 3 ½ ч. дня 1911 г. 53 году от роду». Текст на боковой правой стороне: «Ты Боже … Дай душе его покой И всели его в свою обитель Со святыми упокой». Текст на обратной стороне: «От любящей супруги Пелагеи Яковлевны Ивановой». Текст на боковой левой стороне: «Я могилку дорогую Всю светами уберу Мужа милаго радного Не забыть пока умру». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

12. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на одной стороне которого нанесен текст: «Здесь покоится прах вдовы урядника Анны Яковлевны Седякиной урожденной Шулеповой». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

13. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на одной стороне которого нанесен текст. «Здесь покоится прах вдовы есаула Ирины Игнатьевны Шулеповой». Надгробие находится на кундравинском кладбище.

14. Надгробие выполнено из мрамора в виде куба, на одной стороне которого нанесен текст. «Здесь покоится прах …Фамбулова…» (текст плохо читается, так как надгробие вросло в землю). Надгробие находится возле дороги напротив кафе «Березка» (ул. Ленина, 18). Помимо частей надгробий с надписями на кундравинском кладбище находится еще 10 частей без надписей. Это верхние и нижние части памятника. Как правило, эти надгробия собирались из трех-четырех частей с помощью шипового соединения и представляли собой многосоставную стелу, в нижней части которой находился текст, а в верхней располагалась икона в специальной нише.
О чем же говорят нам надгробия?

Обратимся к самому раннему надгробию 1870 года – памятнику Францу Федоровичу Лорху. Об этом управителе невьянских заводов был сделан запрос специалисту по эпохе невьянских заводчиков Яковлевых, главному специалисту отдела формирования Архивного фонда Российской Федерации Управления архивами Свердловской области, кандидату исторических наук А.Н. Торопову, но ему фамилия Лорх не встречалась. В книге Алексея Иванова «Горнозаводская цивилизация» говорится: «Наполеоновские войны распахали Европу. Вражеские мануфактуры Бонапарт считал такими же трофеями, как знамена, а потому перевозил во Францию. Не все мастера согласились ехать к победителю, многие предпочли работу на соперника Бонапарта. Немецкие оружейники перебрались из Фатерлянда на Ижевский завод. Однако немцы были специалистами по клинкам, а в Ижевске делали ружья. И мастера-немцы из Ижевска направились в Златоуст, на речку Ай под хребет Уреньга» . В статье аспиранта Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) О.К. Ермаковой «Иностранные мастера – основатели оружейного дела в Златоусте (первая половина XIX в.)» написано: «Некоторые мастера Златоустовской фабрики, например, Карл Ибах, Даниель Ибах, Вильгельм Гальбах, Вильгельм Мюллер, Петр Шлипер, Франц Лорх приехали в Россию еще в 1807 г. и работали на Ижевском заводе…». Но так как кундравинский Франц Лорх родился в 1835 году («35 лет помер 16 июня 1870 года»), то он вполне может быть родственником (возможно, сыном) златоустовского Франца Лорха. По словам старшего научного сотрудника Невьянского государственного историко-архитектурного музея Алексея Николаевича Карфидова, «в начале 19 века Невьянский и еще два завода (Быньговский и Петрокаменский) образовывали Невьянский горный округ на территории современной Свердловской области. Наименование \"Управитель Невьянских заводов\" может означать как управляющего Невьянским заводом, так и управляющего Невьянским горным округом. Судя по надписи на надгробии, Ф.Ф. Лорх умер в 35 лет. В таком относительно молодом возрасте на должность управляющего могли поставить лишь \"знающего\" человека. Возможно, он был призван на должность из-за границы (\"иностранец\"). Или же, приехав в Россию, вначале окончил петербургский Горный институт, созданный при Екатерине Второй, выпускавший специалистов по горному делу. Как Лорх оказался в Невьянске? Возможно, он даже не успел прибыть в Невьянск и вступить в должность. Потому о нем и нет сведений...»
Самое большое количество надгробий связано с проживавшими здесь казаками: «Есаул Василий Семенович Прутов», «Хорунжий Степан Терентьев Пятков», «вдова урядника Анна Яковлевна Седякина», «вдова есаула Ирина Игнатьевна Шулепова» . Это и не удивительно, так как в 1840 году все население современного Чебаркульского района зачисляли в казаки, а несогласных отправляли в Бузулукский уезд (в связи с этим произошел бунт, после подавления которого записались казаками только 525 человек, а остальные 1 844 человека уехали, пожелав остаться крестьянами). В это же время с. Кундравы стало центром полкового округа, которому подчинялось и Чебаркульское станичное правление. Многие фамилии с дореволюционных надгробий сейчас носят пережившие раскулачивание их потомки-кундравинцы.

Помимо надгробий военно-служилого сословия казаков, в Кундравах сохранились могилы разночинцев: «кундравинская учительница Серафима Васильевна Бат…ина», «фельдшер медицины Петр Евдокимович Лаптев» и духовенства: «Иерей Василий Филиппович Луканин».

Какую еще информацию, помимо сведений о сословии и роде деятельности, мы можем узнать из текста надгробий? Судя по надписи на надгробии, мы узнаем, где родилась Наталья Яковлевна: в 1028 км. от Кундравинской станицы, в селе Астрадамовка Буинского (позднее Алатырского) уезда Симбирской губернии (ныне это Сурский район Ульяновской области). Такая же традиция указывать, где родился погребенный, есть и на старообрядческом кладбище в г. Миассе («Василий Андреевич Бармин родившийся в г. Богородск Московской губернии скончавшийся в селе Кундравы 16 октября 1908 г.».
Помимо основного кладбища существовало еще второе - для церковнослужителей и высших казачьих чинов (сейчас на этом месте растут сосны, возле кафе «Водолей»: ул. Ленина, д. 18а). Там до сих пор находятся остатки одного надгробия из мрамора в виде куба без текста (надписи сбиты).

До нас дошло дореволюционное фото кладбищенских ворот (фото. 1) и описание кундравинского кладбища (какого из двух - неизвестно) этнографа Михаила Антоновича Круковского, которое он сделал для своей книги «Южный Урал. Путевые очерки». Вот что он увидел в 1908 году: «Пока запрягали лошадей, я пошел осмотреть кладбище. Я люблю посещать кладбища. Если жилища и наряды не всегда отражают художественный вкус народа, то на кладбище всегда можно найти что-нибудь, вылившееся из души, в виде особенных крестов, надгробных памятников и строений. Увы, здесь я ничего не нашел; здесь все прилизано, гладко, ровно и некрасиво. Только громадные ворота, столбами для которых служат две широчайшие башни, напоминают древне-русский стиль».
__________
Велитченко В.В. Дореволюционные надгробия села Кундравы // Краеведческий сборник Чебаркульского района: сборник краеведческих работ. – Челябинск: ООО «Абрис-принт», 2017. – С. 139-152
__________
Отдел по туризму и охране культурного наследия МУ «Управление культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Чебаркульского муниципального района»

Автор: Велитченко Вадим, старший методист