Для просмотра меню нажмите ПЛЕЙЛИСТ

Партнер

Помощь Эксперта

Глава XI. Невоплощенная жизнь

05.05.2020

Жизнь непредсказуема. События вносят свои коррективы в любые самые проработанные радужные планы и проекты. Так произошло и с проектом застройки нашего Чебаркуля.

Первый проект генерального плана и детальной планировки жилого пос. Чебаркуль разработан в 1948г. Харьковским отделением «Горстройпроект» и утвержден решением №602 исполкома Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 01.06.1949г. Поселок Чебаркуль запроектирован на базе развития двух основных промышленных предприятий: №701 - металлургический завод и №1 - литейно-механический завод, а также существующего районного центра. Детальный проект планировки кварталов капитальной и индивидуальной застройки территории, южнее дороги на Травники (ул. Куйбышева), разработанный по заданию мет. завода №701, предусматривал квартальную застройку Чебаркуля.

Первоочередное строительство жилых зданий намечалось в центральной части площадки поселка. Застройка, в основном одно–двухэтажная. Проект предусматривал развитие объектов соцкультбыта (все объекты практически встроены в жилые здания), строительство административных зданий, хлебозавода и молокозавода, завода фруктовых вод, 2-х домов отдыха и 2-х пионерских лагерей, стадиона и других объектов.

Главная улица поселка - ул. Пугачева (сейчас это ул. Ленина) пролегала от проходной мет. завода до оз. Чебаркуль, завершалась парковой зоной. В 1945-1947гг. был построен стадион по ул. Пугачева. С западной стороны мет. Завода, по ул. Дзержинского, был заложен Детский парк: посажены деревья и кустарники, разбиты пешеходные дорожки, установлены малые архитектурные формы, построена эстрада. В 1949 г. строится новая школа на 400 учащихся (бывшая школа №5, сегодня ЦДТ). Ввиду острой необходимости строительства поликлиники, строящееся общежитие по ул. Вокзальной (ул. Мира, №12) было перепроектировано под медицинское заведение.

В 1952г. Ленинградским отделением института «Горстройпроект» разработан эскизный проект застройки района, прилегающего к ул. Пугачева. Учитывая перевод Чебаркуля из категории рабочего поселка в категорию города районного подчинения, новый проект предполагал уже строительство 3-4 этажных зданий с отдельными высотными архитектурными акцентами и повышенным архитектурным решением с обеих сторон парадной магистрали. В связи с этим изменяется сетка улиц и укрупняются мелкие кварталы застройки. Вторая основная магистраль – ул. Вокзальная (сейчас ул. Мира), пролегающая от ж/д станции «Санаторная» (так называлась станция Чебаркуль до 1954 г.) до Центральной площади, которую по проекту должен был замыкать Дом Культуры. Третья композиционная ось – ул. Советская, соединяющая Райисполком (ранее размещался по ул. Советская, 2) с ул. Пугачева. Внутри кварталов предусматривалось строительство капитальных 2-х этажных жилых домов со всеми видами благоустройства и инженерного обеспечения. Здания проектируются с подвалами для размещения вспомогательных помещений.

На центральной, предзаводской площади, в парке предлагается установка монументов скульптур вождей. В 1953г. улица Пугачева переименована в ул. Сталина, а в 1960 – в ул. Ленина.

В соответствии с генпланом по заявке литейно-механического завода в 1953г. по восточной стороне ул. Вокзальной (ул. Мира) выделен земельный участок для разработки проекта застройки. В 1955г. проектной конторой «Челябметаллургстрой» выполнен проект детальной планировки. Застройка имеет строчный характер с блокировкой домов группами, со вставками и без вставок. Все дома 3-х этажные с полным благоустройством. Проект предусматривал размещение игровых, спортивных площадок, участок для детсада, блоки гаражей для индивидуальных машин.

Ввиду наличия обширной заболоченной территории юго-восточной части города (оз. Гнилое и оз. Травяное, район между ул. 9 Мая и больницей) по договору мет. завода №701 с институтом «Саратовгражданпроект» в 1955г. разработан комплексный проект осушения прилегающих заболоченных территорий промплощадки и жилого поселка. Основные мероприятия по инженерной подготовке территории города: устройство в южной части Центрального района магистральных каналов, закрытого коллектора до реки Коелга и засыпка оз. Гнилого, а также открытых водостоков в районе п. Строителей.

По заказу Челябинского областного отдела по делам строительства и архитектуры в 1964 году институтом «Челябинскгражданпроект» (гл. архитектор Слонимский А., гл. инженер Гамов В.) выполнен проект планировки г. Чебаркуль, утвержденный решением Челябинского Облисполкома №212 от 13.04.1965г. Численность населения города принята на первую очередь 30 тыс. человек, на конец расчетного срока 1985г. – 35 тыс. человек, против имевшихся в 1964г. 24,8 тыс. человек. А фактически в 1986г. население города составляло 45,9 тыс. человек.

По новому генплану жилые кварталы укрупнены в 4-е микрорайона (1, 2, 4, 5) и два квартала – 3 и 6, расположенные в центральном районе города, и застроенные одноэтажным жилым фондом. Новая одноэтажная застройка в центральной части города исключалась, учитывая ограниченность селитебных территорий и значение его, как города с курортно-санаторной зоной. Институтом «Челябинскгражданпроект» разработаны проекты планировки микрорайонов 1, 2, 4, квартала 3 (район швейной фабрики). На территории, предназначенной под многоэтажную застройку (5 и более этажей), запрещался капитальный ремонт одноэтажных жилых домов, в первую очередь в микрорайоне 1. Общегородскими магистралями стали ул. Ленина и ул. Мира, основным видом массового пассажирского транспорта становится автобус (в 1959г. было 12 рейсовых автобусов).

Общегородской центр, как и в генплане 1948 г., формировался в непосредственной близости от ж/д вокзала. Сохранялись территории основных промпредприятий, рыбозавод, мебельная фабрика, больница, расположенные у оз. Чебаркуль, переносились на другие площадки. Территория, северо-восточнее участков металлургического и ремонтно-механического заводов, оставалась резервной для развития промышленности.

При застройке 1 и 2 микрорайонов, со сносом бараков и одноэтажной частной застройки города, исчезли улицы Горького, Кутузова, Чайковского, Зои Космодемьянской, Сталинградская. Многим улицам были присвоены новые названия: на месте района Слободка появились переулки Ветренный и Трудовой, нет больше названий улиц Кундравинская (сегодня Советская), Рабочекрестьянская, Кладбищенская (район ул. Карпенко–Калинина), Крутояр, Мостовая, Водопроводная.

В 1950г. создано СУ «Чебаркульстрой», построены существующие сегодня здания заводоуправления, проходная, Дом культуры им. Горького, баня, школы №2 (сегодня МВД), №9 в пос. Куйбышева, детсад, стадион, встроенные ателье, магазины, парикмахерские, столовая, 1-я очередь очистных сооружений и другие объекты. Благоустраивались и озеленялись дворы по ул. Ленина, создан Детский парк по ул. Дзержинского, в 1955г. построен хлебозавод. Продолжалось строительство индивидуальных жилых домов в юго-западной части города, в п. Мисяш. На разъезде Кисегач предоставлялись участки для рабочих и служащих ЮУЖД. В 1949г. начато освоение территории пос. Куйбышева (наименование присвоено в 1952г. в честь государственного и политического деятеля СССР Валерия Павловича Куйбышева). В 1955г. утвержден детальный план застройки пос. Строителей, присвоены наименования улицам.

Силами СУ «Чебаркульстрой», СМУ «Курортсанстрой» в 1956-60гг. построены 25 тыс. квадратных метров жилья, детская поликлиника, школа №2 по ул. Ленина, жилые дома и корпуса в сан. «Кисегач», в домах отдыха «Еловое», «Сосновая горка», пансионате «Утес». В период с 60-х до конца 90-х годов в городе полностью снесен барачный жилой фонд, построенный в военное и послевоенное время, расположенный на территориях 1, 2, 3 микрорайонов, в районе автовокзала и в районе санаториев. Новые проекты развития и застройки города, были разработаны уже в начале 21 века. Но это уже совсем другая история…

Автор: Запевалова Т.В., директор «Краеведческого музея»

Большое спасибо, за очень ценную информацию. Очень интересно узнать как развивался наш город.