Глава IV. Средневековье
5-18 вв. Археологических данных о пребывании человека в Чебаркульском районе за этот период не встречено. По находкам в соседних районах и по письменным свидетельствам можно судить о том, какие племена могли проходить через наши территории.
8-9 вв. На землях соседнего Аргаяшского района исследованы курганы «мадъяр» (1*) – предков современных венгров, ушедших в это время на территорию современной Венгрии.
Другой народ, который приходит на Южный Урал после ухода мадъяр (2*), - союз тюркоязычных племен - кимаков и кыпчаков. Их курганы обнаружены возле Челябинска (3*). В 11-12 вв. вследствие засухи кыпчаки уходят в южнорусские степи, там совершают набеги на Древнюю Русь и становятся известны древнерусским летописцам как «половцы». Против них сражается русский князь Игорь, это событие описано в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
В начале 13 века из-за масштабных монгольских завоеваний в урало-казахстанском регионе искали приют меркиты, найманы, кара-китаи и другие центральноазиатские племена, разгромленные Чингисханом. Кыпчаки, в войне Чингисхана с государством Хорезмшахов воевавшие на стороне хорезмийцев, были разбиты и вынуждены бежать, многие из них ушли на север Степи к границам владений башкир и угров. Оставшаяся в Южном Зауралье другая часть кыпчаков была покорена и включена в состав войска Великого Тимучина (4*).
В 13-16 вв. наш край входит в монгольскую империю - государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Вся территория делится на улусы (орды) сыновей Чингис-хана и их потомков. Улус Джучи (старшего сына Чингисхана) и его потомков простирался от Иртыша до Дуная, включая Древнюю Русь. В древнерусских летописях он именуется «Золотой Ордой» из-за обычая монголов украшать свои шатры (палатки) золотыми тканями. Золотая орда (улус Джучи) делилась в свою очередь на Белую (западную) и Синюю (восточную) в соответствии с тюрко-монгольской символикой сторон света.
С приходом монголов в XIII веке и вместе с их летописной традицией до нас впервые доходят имена исторических деятелей, живших на наших территориях. Так, мы узнаем, что территория Чебаркульского края входила в состав улуса Шибана – внука Чингис-хана и пятого сына Джучи. Ему досталась пограничная территория между двумя старшими братьями (ханом Бату Белой орды и ханом Орда-Едженом Синей Орды), которая служила своеобразным барьером, предупреждающим междоусобицы между ними, и для покорения местного населения – кыпчаков (5*). Она включала в себя Урало-Казахстанские степи и степную часть Западной Сибири (6*), включая Южное Зауралье и Чебаркульский край. Религиозные предпочтения первых Шибанидов поначалу склонялись к христианству несторианского толка, чрезвычайно популярного на Востоке. Мать-христианка дала сыну христианское имя Шибан (Степан). И только в 15 веке начинается окончательное утверждение ислама. С собой Шибан привел племена, которые участвовали под его командованием в монгольских военных походах. Это были 15 тысяч семей из племен найман, карлук, кушчи и буйрак, ведущих свое происхождение из Центральной Азии и Южной Сибири.
С XV века Шибаниды начали править Сибирским Ханством, и с этого времени территория увеличилась от Западной Сибири и Зауралья до областей Средней Азии. Конец ханству пришел с разгромом в конце XVI века Ермаком и русскими отрядами войск хана Кучума – потомка Шибанидов и последнего правителя Сибирского ханства. Местные тюркские племена («сырян», «табын», «бикатин») уходят с последними правителями Сибирского ханства (ханом Кучумом и его сыном Али) на юг, и на освободившихся местах селятся русские.
1650-1660 гг. Тюркские племена Сибирского ханства возвращаются с юга на свои бывшие места, но они уже заняты русскими. Начинаются набеги и погромы русских деревень и монастырей тюркскими народами. С 1669 года многие тюркские племена (в том числе и населявшему чебаркульскую землю тюркскому племени «табын»), платившие «ясак» (дань) в «татарский» Тюменский уезд, из-за существенных льгот башкирам стали платить «ясак» в «башкирский» Уфимский уезд, и по этой причине с этого времени их начинают называть «башкирами» (7*).
Свидетельством конца средневековой эпохи являются остатки редута XVIII века возле деревни Малково Чебаркульского района. Редут – это укрепление сомкнутого вида, предназначенное для круговой обороны (8*). В 2007 году при археологической разведке территории, запланированной под строительство, возле северо-западной окраины села Малково археологом А.М. Слядневым были выявлены и описаны остатки редута. «Редут представляет собой задернованный вал (ширина 4-6 м, высота 1,5 м), образующий сооружение подквадратной формы (30х34 м), ориентированное по сторонам света с проходом с северной стороны. В центре сооружения видны остатки построек полуземляночного типа, в виде двух впадин, со входом с северной стороны» (описание из отчета) (9*). Причину появления на этой территории редута объяснил в своей монографии «От Долматова монастыря до Чебаркульский крепости…» главный специалист по истории Южного Зауралья 17-19 вв., доцент ЮУрГУ, к.и.н. Г.Х. Самигулов. «Чебаркульская крепость, расположенная рядом с «узлом» исторических дорог, позволяла контролировать передвижение башкир». Вследствие этого «Чебаркульская крепость была единственной из новопостроенных, на которую в 1737-1738 гг. башкиры периодически совершали нападения. Было два нападения на крепость – одно из них с приступом (июль 1737 г., февраль 1738 г.), несколько нападений на команды, выезжавшие из леса за строевым лесом (апрель 1738 г.)». Поэтому «для контроля над ситуацией непосредственно у дорог были поставлены редуты, в которых посменно несли службу группы казаков из крепости».
Со строительством в XVIII веке Чебаркульской крепости и редута возле современной деревни Малково Чебаркульского района начинается новая эпоха - Новое время (эпоха русской колонизации Южного Зауралья).
__________
1* Древняя история Южного Зауралья. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2000. т. 2. С. 320
2* Древняя история Южного Зауралья. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2000. т. 2. С. 364
3* Древняя история Южного Зауралья. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2000. т. 2. С. 335-337
4* Древняя история Южного Зауралья. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2000. т. 2. С. 428
5* Маслюженко Южное Зауралье в средние века : Этнополитический аспект. автореферат С. 50
6* Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв. Серия «История и культура Золотой Орды». Вып. 11 / Под ред. И.М.Миргалеева. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010.
7* Самигулов Г.Х. Тюрки Южного Зауралья в конце XVI – первой половине XVIII в.: консолидация/разделение – к постановке вопроса // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Материалы международной конференции (г. Курган, 21–22 апреля 2011 г.). – Курган: Изд-во КГУ, 2011. – С. 5-6
8* Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 7. — С. 90.
9* Сляднев А.М. Отчет об археологической разведке в Чебаркульском районе. Челябинск. 2007. ЮУрФ ИИА Уро РАН;
__________
Отдел по туризму и охране культурного наследия МУ «Управление культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Чебаркульского муниципального района»